Миф о шахматах
Миф о шахматах
Миф о шахматах PDF Печать E-mail
Индекс материала
Миф о шахматах
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Все страницы

«Испытывайте, что благоугодно Богу.

И не участвуйте в делах тьмы, но и обличайте»

(10-11 гл.5 Послание к ефеcянам апостола Павла)

ахматы, как игра своими корнями уходит далеко в прошлое. Одни историки говорят о ее индийском происхождении, другие об арабском.  Современные шахматы сформировались в эпоху Возрождения, примерно в середине XV века в Средиземноморье, и получили бурный рассвет в Италии и Испании.

В шахматной литературе  многие авторы-шахматисты, преувеличивая значение этой игры, считают, что шахматы - это спорт, искусство и наука. Что же такое шахматы на самом деле?

В этой статье речь пойдет скорее о шахматах, которые представляют собой один из видов большого спорта. Спорт в переводе с греческого – соревнование,  в отличии от труда, спорт ни каких ценностей не создает.  Когда мы говорим о спорте, то имеем в виду следующее: спорт – это образ и уклад жизни, где человек, как солдат на военной службе, подчиняется воле своих спортивных наставников и живет, четко ориентируясь на достижение результата любыми путями. Спорт – это мощная индустрия зрелищ; бизнес, который создает и формирует свою систему ценностей, и имеет миллионы участников, функционеров,  болельщиков и фанатов-одержимых (последняя степень страсти).

Шахматы - это модель принятия решений, учитывающая возможные варианты ответа соперника, на которые влияют такие факторы, как психологическое состояние игрока,  турнирное положение и т.п. Математики относят такого рода игры к «Бесконечным антагонистическим играм», и вывели десятки теорий и функций на основании общей постоянно меняющейся стратегии и тактики. Шахматы это настольная  игра  и кажется  всем    простой,  доступной,  понятной игрой,  поэтому на этом примере удобно рассмотреть  неизвестный около шахматный мир.

В настоящее время шахматы представляют собой очень изученную модель   игры (среднестатистическая  партия составляет примерно 40 ходов). Дебют (начало партии) изучен до 20-25 ходов. Известны всевозможные начала, выпущены курсы дебютов, энциклопедии дебютов (90 процентов дебютов изданы отдельными книгами и проанализированы в том или ином варианте до 35-40 хода). Миттельшпиль (середина игры) представляет собой более  творческий процесс, чем дебют. Что же касается эндшпиля (конец игры), то эта часть шахматной партии также подробно изучена, более того, схемы и планы эндшпиля изданы как отдельными сборниками, так и рассматриваются  в энциклопедических изданиях.

Многие мэтры современных шахмат отмечают сегодняшнюю предсказуемость игры. Давид Бронштейн говорил: «Шахматы уже изучены. Исчезло ощущение тайны! Сегодня шахматы держатся на прекрасной памяти молодых. Они жалуются, что очень много надо работать, что наше поколение не понимает их, не понимает, как это трудно: перерывать тысячи партий, запоминать массу информации, не сбиться в порядке ходов, когда воспроизводишь на доске 20-ходовый теоретический вариант. Я понимаю, что это огромное физическое и умственное напряжение. Но это не имеет ничего общего с теми шахматами, в которые играло мое поколение»1.

С XV века и  до 90 годов  ХХ века шахматы анализировались в кабинетной тишине участниками турниров и их помощниками-тренерами. Зачастую исход игры зависел только от человеческого фактора. Так появились вариант Ботвинника, защита Алехина,  вариант Полугаевского и многое другое. Как первооткрыватели земли и моря, великие шахматисты открывали игру, оставляя о себе память в виде  вариантов и этюдов. Все как в жизни.

Задачи, этюды, эндшпиля, которые человек творил и предлагал для решения, были красивыми многоходовыми и восхищали зрителей. Однако сейчас пересмотрено многое, чтобы не сказать половина, а вторая половина более точно скорректирована. Так, например, окончание король и ладья против короля, ладьи и слона проигрываются примерно в двух случаях из трех, но это зависит от позиции. Машина просчитывает все варианты до 180 хода, человеческий мозг на это не способен. Многие окончания, которые изначально считались ничейными (теоретически), сейчас могут закончиться результативно.

Компьютерные шахматные программы на сегодня целиком изменили шахматное мышление. Доступность шахматной электронной базы дала возможность анализа, изучения и оценки множества самых разных позиций.  Можно ли это назвать наукой? Наверное, нет. Что есть  научного  в шахматах, если не то, что описано математиками?   Творчество в шахматах есть расчет на логарифмической линейке, а точный результат все-таки дает компьютер.

Следующий момент шахматы и творчество в ограниченное время: «Когда дебютные ходы разыгрываются в темпе блиц, то оба соперника приходят к позиции или уже встречавшейся между ними, или многократно проверенной в турнирах и занесенной в справочники. И в том и в другом случае все тонкости позиции, все планы, все пункты для атаки, методы ее ведения, средства ее отражения хорошо знакомы партнерам. Что же тут думать? Надо играть! Известно, что, попадая в цейтнот, гроссмейстеры великолепно распоряжаются временем и в стрессовой обстановке порой проводят сложные планы, фантастические комбинации»3. В подтверждение вышесказанного хочется остановиться на книге международного гроссмейстера Льва Полугаевского «Рождение варианта». Вариант Полугаевского, возникший в одном из построений Сицилианской защиты на седьмом ходу, анализировался им в течение всей жизни, доказывая всем, что именно этот вариант наиболее правильный. «И грех жаловаться на судьбу: несколько раз мне удавалось буквально затащить партнера в те форсированные варианты, где даже при максимуме изобретательности его ждал лишь один исход. И когда первоначальное его наименование «куйбышевский вариант» постепенно изменилось в шахматной литературе на «вариант Полугаевского», я  - пусть меня не сочтут нескромным – в душе решил, что это справедливо. Потому что примерно полгода ежедневно (!) проводил часы над доской, где стояли позиции варианта, потому что ложился спать и видел его во сне. Образно говоря, на какое-то время вариант стал моим вторым «я»2.

В одной из своих статей Давид Бронштейн пишет: «Гроссмейстеры знают, что зрители ценят их способность в быстром темпе решать трудные проблемы; играя медленно, они как бы гипнотизируют общественное мнение: «Подолгу задумываясь над позицией, мы проникаем в такие глубины, которые вам не доступны…» И восхищаются, боготворят, верят любители, потому что правды им никто не говорит, а сказать надо: шахматы всего только игра, игра на сегодня простая»3. Где творчество ? 

Кризис в современных классических шахматах налицо и это подтверждают сильнейшие шахматисты конца ХХ века. Так, Ян Тимман -претендент на звание чемпиона мира, когда ему исполнилось 50 лет, оценивая пройденный путь, высказался так: «Стал ли бы я профессиональным шахматистом, если бы мне снова пришлось выбирать профессию сегодня? Никогда, ни в коем случае! Я выбрал ту профессию потому, что не хотел сидеть пять-шесть лет на студенческой скамье, хотел играть и быть свободным и заниматься тем, что мне нравится, не давая отчета никому. Теперь же шахматы – это точное знание, добытое тяжелым и постоянным трудом, многочасовое сидение перед компьютером, исчезновение игрового элемента. Ушла магия шахмат…»4

19 июня 1996 года Роберт Фишер предложил, как он думал «новую» модель шахматной игры  (за 20 лет до него подобное уже предлагалось другими): пешки стоят традиционно, а остальные фигуры перед каждой партией расставляются в произвольном порядке зеркально. Назвал Фишер эту игру скромно - «Фишеренд» в честь себя любимого. Но весь шахматный мир новую идею  не поддержал. Почему шахматисты не хотят отходить от изученных вариантов и схем развития, которые известны до 30-40-го хода, почему не хотят играть в шахматы неизученные, не зависящие от домашних заготовок: простые и более честные?

Ответ очень прост: шахматисты лукавят, говоря, что переигрывают   соперников за доской, разбираются  в сложных позициях в процессе каждой партии. На самом же деле они просто сводят игру к уже известным узкому кругу лиц позициям, как в начале партии, так в середине и в конце.

Т.е. алгоритм шахматного мышления сводится к следующим моментам:

  • к уже решенным задачам (известным  началам, позициям, комбинациям, окончаниям);
  • к психологическим (человеческим) факторам, направленным на игру с конкретным соперником.

«Опытным шахматистом в процессе игры накоплено большое число шахматных образов, иначе говоря, типовых шахматных позиций, по поводу которых он имеет сложившуюся оценку. Эти типовые позиции и являются весьма существенными элементами языка, которым мастер творит свои «поэмы». Расчет вариантов в процессе игры необходим, прежде всего, для перехода из одной типовой позиции в другую. Таким образом, это еще раз подтверждает, что современные шахматы сильно изучены и мышление шахматиста сводится к технике разыгрывания той или иной позиции.»37

 



 

(c) Современные православные сказки, 2010
Разрешается использовать тексты сказок без ограничений при условии указания авторских прав и полноты текста

Баннер
Баннер
Баннер