Часть 3 - Page 3
Миф о шахматах
Миф о шахматах
Миф о шахматах - Часть 3 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Миф о шахматах
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Все страницы
 

«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся,

зная, что они рождают ссоры…»

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла (2, 23)

 

стория матчей на первенство мира показывает самые яркие страницы шахматной жизни,  но как-то очень скупо во всех известных публикациях рассматриваются условия проведения матчей, требования участников и нешахматные эпизоды, связанные с личностями. Неспортивные  шахматы начинают свое начало с первых чемпионатов мира. Сейчас же страсти обострились в связи с ростом  гонораров, так как разыгрываются миллионы долларов, и на борьбу направлены все темные силы. Человеческие мотивы близки и понятны: деньги, самолюбие, власть. Интересна духовная сторона противостояний, страстей и человеческих отношений. Для примера приведу несколько ситуаций, которые отражают суть этих отношений.

  • Эмануил Ласкер был 27 лет чемпионом мира по шахматам, однако из них 10 лет подряд избегал встречи с Хосе Раулем Капабланкой, который еще в 1911 году вызвал на матч Ласкера,  а потом (Ласкер) даже объявил о своем отречении от престола. Однако мир ждал зрелищ. Ласкер сдал матч, не доиграв 10 партий10. Но Ласкер лукавил, когда говорил, что готов играть с любым претендентом. Сразу же после матч-реванша со Стейницем он отказал Московскому шахматному собранию, которое готово было собрать средства для матча чемпиона с Чигориным, а в 1898 году не захотел играть с Таррашем11. Кстати, проявлял Ласкер интерес и к теории различных игр. Его даже включили в команду Германии по бриджу для участия в Олимпийских играх (когда-то карточная игра входила в олимпийскую программу).
  • Капабланка, почти год мечтавший о матч-реванше, наконец-то собрался и 8 октября 1928 года направил Алехину официальный вызов, но получил неожиданный отказ.    После всего этого натянутые отношения между Алехиным и Капабланкой превратились в откровенно враждебные. Они не разговаривали друг с другом и даже не кланялись. Эта вражда двух великих шахматистов помешала проведению нового интересного состязания между ними12.
  • Алехин перед матчем с Эйве слишком надеялся на свою силу, был уверен в своем превосходстве. В интервью рижскому журналисту он заявил: «В настоящий момент я не вижу никого, кто мог бы выиграть у меня». А осторожный Эйве скромно заметил перед матчем, что он постарается продержаться как можно дольше. Однако сам он готовился к матчу полтора года, проделал огромную тренировочную работу»13 и победил гордого   Алехина. А «об Алехине писали газеты в то время, что  он курит, пьет виски и каждый день играет в бридж14.
  • У Зигбера Тарраша была необычайная самоуверенность, доходившая до высокомерия и кичливости, стремление подавить волю партнера и запугать его еще до начала борьбы15. Именно гордость и самолюбие Тарраша (в период рассвета Тарраш играл по признанию многих сильнее всех) не позволили ему принять приглашение – вызов молодого Ласкера сыграть матч, а затем он много лет пытался что-то сделать, когда чемпионом мира стал Ласкер.  Ласкер выставлял высокие требования, в том числе и финансовые, так что Тарраш проиграл два матча более чем убедительно, и никогда не смог приблизиться к шахматному Олимпу.

 

  • У Ботвинника вообще не было друзей и товарищей  шахматистов, и в шахматах он признавал только себя. Личные неприязненные отношения например к Бронштейну  были такие,  что «незадолго до смерти Ботвинника  обследовал один врач, и стоило ему в разговоре упомянуть фамилию «Бронштейн», как Ботвинник воскликнул: «Пожалуйста, никогда больше не называйте при мне это имя; он мой враг!»»16.
  • Фишер противостоял и противостоит всем, но это скорее диагноз, чем жизненная позиция. (Русские против Фишера)
  • Перед матчем Карпов-Корчной, 30 газет написали какой плохой Корчной, за уклонение от армии на два года посадили в тюрьму его сына17. Более того, прослушивались телефоны и комнаты, где проживал Корчной, подкупались тренера и судьи. Впервые в розыгрыше чемпионатов мира с обеих сторон присутствовали экстрасенсы, колдуны и йоги. (Антишахматы)
  • Противостояние Карпова и Каспарова также включало все и каждый матч все усиливалось, то есть был подключен полный спектр участия КГБ и госаппарата, а также психологи – медиумы всех мастей18. (Безлимитный поединок)

Очень часто крупным шахматным соревнованиям сопутствуют и другие страсти:

  • О блуде. Так Спасский рассказывает о своем матче с Корчным: «В Киеве, где мы с Виктором в 68 году играли финальный матч претендентов, я в первый же день понял, что выиграю. Он приехал с женой, а у меня были две блондинки. И я выбирал, суетился, и это очень хорошо действовало на меня. Обязательно нужен импульс на стороне», «Играть нужно обязательно «со стоячим». Надо хотеть!…»19
  • О высокомерии и эгоизме. Вячеслав Оснос (личный тренер Корчного): «Нельзя быть интеллигентом. Надо уметь как Корчной, видеть в противнике ничтожество. Надо смотреть на противника так, как будто он украл у тебя сто рублей…Шахматы это такой вид деятельности: каждый за себя. Все эгоисты. Шахматный талант это глупость. Нет никакого шахматного таланта» 20.
  • О сребролюбии, корысти и ненависти. Во время матча Карпов - Шорт сто тысяч долларов должен был получить победитель этого матча, и двести тысяч – победитель следующего, финального, и четыре миллиона будут стоять на кону в матче с Каспаровым! «И дело не только в деньгах. Для определения сильнейшего нужна победа, а не произведение шахматного искусства. А победить гроссмейстера такого класса, как Карпов или Шорт, можно только на пределе сил, призвав на помощь все богатства своей души, а если этого мало, то – ожесточившись против него, как против своего заклятого врага. Это, к сожалению, помогает тоже – иногда даже больше, чем все доброе, - призвать себе на помощь все оставшиеся в организме резервы. И это (вот в чем главная опасность!) значительно проще проделать с собой и своей душой, проще – ненавидеть, чем любить. Вот почему «их» все-таки больше и в спорте, и в жизни. Больше тех, кто ради победы готов возбуждать себя через злобу и ненависть к сопернику. Да и учили их с самого детства чаще этому. «Разозлись!» - так часто слышал  эту команду тренера в адрес ребенка, что и не удивляюсь сейчас столь распространенному типу современного спортсмена, у кого отрицательная мотивация сформировалась как прочная психологическая установка всей личности, и на всю оставшуюся жизнь сформировалось (через спорт- то есть соревнование) такое новообразование, как человеконенавистничество»21.

 

Рудольф Загайнов* пишет: «Нигде я не ощущал столь сильной ауры враждебности, как в шахматах. И идет она от людей с отрицательной мотивацией, а здесь их много, как нигде. Этому есть свои объяснения. Здесь, в отличие, скажем, от борьбы и бокса, нет весовых категорий и звание чемпиона только одно. Здесь конкурируют друг с другом десятками лет, а иногда всю жизнь. В этом мире, в отличие от большинства других видов спорта, большое количество людей живет исключительно за счет шахмат, и здесь есть, что делить и оберегать. Тем более, что ряды конкурентов постоянно множатся. И обиженных, как и везде, хватает, и обиды эти не забываются. «Люди с отрицательной мотивацией обид не прощают, жажда мести и реванша – это их пища»22

И так что же такое шахматы, спорт или игра? Игра людей, страстей или есть, что то еще?

 



 

(c) Современные православные сказки, 2010
Разрешается использовать тексты сказок без ограничений при условии указания авторских прав и полноты текста

Баннер
Баннер
Баннер