Часть 4 - Page 4
Миф о шахматах
Миф о шахматах
Миф о шахматах - Часть 4 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Миф о шахматах
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Все страницы
 

 

«Но глаза их были удержаны…»

Евангелие от Матфея  (24,16)

 

то это: промысел Божий, или воздействие лукавого? Такой вопрос возникает и при рассмотрении самых невероятных ошибок известных  шахматистов  в матчах на первенство мира. Шахматные маэстро, которые  играли в шахматы всю жизнь, для которых шахматы были основным занятием и смыслом  жизни, совершали необъяснимые ошибки на доске, которые влекли за собой трагические перемены в их судьбах.

Евгений Александрович Мансуров в своей книге «Затмение на Олимпе»23 очень подробно рассмотрел не просто ошибки шахматистов, совершенные в ответственных партиях в борьбе за шахматную корону, но и грубые  очевидные промахи, которые так или иначе повлияли на исход партии  либо матча на первенство мира, но так и не смог понять почему это происходит. Может быть, поэтому для эпиграфа своей книги он выбрал знаменитую шекспировскую фразу: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!», предлагая читателям разобраться в этом самим.

Попробуем дать объяснение  на тонком духовном плане, казалось бы, необъяснимым ни с какой  точки зрения шахматных  ошибках известных и великих в узких кругах шахматистов. Самое интересное, на мой взгляд, следующее в шахматах существует одно строгое правило: тронул - ходи. Все шахматисты знают его, и именно это использует лукавый чаще всего. В рамках одной статьи описать все случаи невозможно,  но сформулировать общее -  это и есть  цель статьи.

Как объяснить тот факт, когда с большим трудом выигранные партии либо хорошие позиции из-за импульсивного взятия не той фигуры проигрывались под невидимый смех лукавого. На вопрос: «Как сыграл?», проигравший искренне с болью и горечью отвечал: «Взялся не  за ту фигуру». Тысячи и тысячи партий, тысячи переживаний и горьких эмоций пережили и переживают люди, попав в ситуации, когда импульсивно (несдержанно) взялись не за ту фигуру.

Очень часто в партии бывает, что оба соперника не замечают ошибочную ситуацию и играют дальше, но бывают ситуации, когда присутствие лукавого налицо с обеих сторон: один соперник взялся не за ту фигуру, а второй соперник это видит за доли секунды (лукавый в этот момент показывает второму полностью весь ошибочный вариант). Эмоции, пережитые в эти минуты ответственных партий даже через десятки лет остаются в памяти. Этот аспект хорошо описан в книге «Затмение на шахматном Олимпе», автор проанализировал 197 известных партий, сыгранных только на чемпионатах мира, и дал условную квалификацию ошибок, но не дал ответ на вопрос: почему человек делает простую видимую грубую ошибку?

Далее раскроем тему словами   Анатолия Карпова  в беседе со своим психологом Рудольфом Загайновым: ««Что-то все-таки происходит. Понимаете, вижу ход и не делаю. Что-то мешает мне, и не могу понять»24

То есть человек не в состоянии иногда сделать простой ход, который видит и хочет сделать. Итак: кто же настоящие соперники в таких партиях, когда люди не в состоянии контролировать ситуацию? Именно к трагедии к большой человеческой трагедии приводит лукавый в любой игре, шахматы, карты, казино. 

Ошибки нешахматного порядка. К этой теме неоднократно обращались как шахматные журналисты,  так и сами шахматисты: так Савелий  Тартаковер пишет в 1925 году: «Как это может быть, что многие партии безнадежно гибнут из-за крошечной, иногда даже мнимой ошибки, тогда как часто совершенно неудачная постановка партии или безусловный промах не влекут за собой тяжких последствий. И по темному лабиринту практической партии приводят неоднократно к мало заслуженной победе»25.

В 1928 году А. Ильин-Женевский опубликовал статью «Психология шахматной ошибки» 26 с интересными примерами из собственной практики. Чтобы проследить момент зарождения ошибочного замысла, он даже ввел специальную терминологию: «исчезнувшее поле», «забытая фигура».

В середине 70-х годов книгу о шахматных ошибках написал бывший претендент на мировое первенство Самуил Решевский27. Вместо нравоучительных нотаций и воспоминаний о прожитом – целая антология очевидных гроссмейстерских зевков. Удивительно ли, что труд Решевского не пропал даром и вызвал большой резонанс? Ибо ошибающийся гроссмейстер все равно, что с ошибками работающая ЭВМ.

Рудольф Шпильман, анализируя нарушение логической закономерности борьбы, ограничился несколькими наиболее характерными примерами явной шахматной слепоты. Но ни кто так и не дошел до истины. Более того, многие шахматисты ушли в мистику. Так Виктор Корчной рассказывал Загайнову: «Я давно убежден, что мы все связаны друг с другом – и мертвые и живые. В ответственных партиях, особенно в таких, как в матчах на первенство мира, когда концентрация бывает абсолютной, много всякой чертовщины. Например, после одной партии со Спасским, в которой он не сделал несложный выигрывающий ход, я спросил его: «Почему вы не сыграли Конь F5?» Спасский ответил: «Бондаревский не дал сделать мне этот ход». Вроде бы, при чем тут Бондаревский? Он же давно умер!»28 в образе Бондаревского конечно  был лукавый.

В пространной статье 1976 года международный гроссмейстер Ларри Эванс своими пресными объяснениями комментировал лишь те «зевки», которые возникают из-за «ошибки пальцев», в беспредметном споре с законом «тронул – ходи»23. Фактор из вне всегда описывался, но не объяснялся. Но ведь подобная причина, словно бы влияющая «извне», только подтверждает пессимистическое заключение Рудольфа Шпильмана: «Игроки, бывшие великими мастерами своего времени, достигшие великих вершин шахматного умения, дававшие в турнирах неувядаемые блестящие образцы своего творчества, эти игроки, как только дело доходило до борьбы за первенство в мире, совершали самые грубые зевки и ошибки! Я должен сознаться, что мой разум бессилен найти этому подходящее объяснение»29.

Верующие в Бога люди знают: кто враг человечества и кто мешает.

 



 

(c) Современные православные сказки, 2010
Разрешается использовать тексты сказок без ограничений при условии указания авторских прав и полноты текста

Баннер
Баннер
Баннер