Соглашение с Богом.
Соглашение с Богом. PDF Печать E-mail

Соглашение с Богом.


Ветхозаветная история обещаний Богу называется дать обет. Первый человек, который принес обет Богу в Ветхом Завете, был Иаков. Он был в бегах и в месте, которое называется Луз, потом стало называться Вефилем.  «И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт 28:20–22). Это первый обет, который упоминается в Священном Писании. Интересно, что Иаков приносит обет, можно сказать, корыстный. Он говорит, если ты Бог дашь мне, я верну десятину… Но здесь, мне кажется, смысл в другом: Иаков для потомков отмерил пожертвования Богу, и до настоящего времени это ни кто не отменял…

 Вообще, все случаи истории о принесении обетов связаны именно с этим: если Ты, Господи – то я.

 Следующий обет, который упоминается как история в Священном Писании – это обет, который дал Иеффай. Если помните, был такой судья. «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд 11:30–32). Та же просьба к Богу: сначала – что человек хочет от Бога, и дальше, как обещание – что он сделает. Наверно, все помнят, что этот обет был дан необдуманно по своей форме. Возвращение Иеффая. Человек обещал все то, что первым выйдет навстречу, а первым вышла навстречу его дочь. Этот пример из Священного Писания говорит о том, насколько важно в самом обете каждое слово, принесенное Богу как обет, и как потом ты его исполняешь. Но здесь пример удивительный по смыслу и сути. Этот человек -  Иеффай действительно принес в жертву свою дочь, он исполнил этот обет...

И затем началось переосмысление  обетов.  «Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать» (Притч 20:25). Да,  это – сеть: если обет дал, а потом начинаешь думать, а что дал, на сколько дал – на год, на три, пить – не пить (я имею в виду воду), есть – не есть. «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Экк 5:3–4). Т.е. если обещал, то исполняй сразу, не откладывая. В разные времена люди приносили разного плана обеты. К примеру, обет Авессалома из Второй книги Царств: «По прошествии сорока лет царствования   Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу» (2 Цар 15:7–8). Другими словами, человек принес когда-то обет Богу: если в Иерусалим меня возвратишь, то я принесу Тебе жертву. Он вспомнил, что обет нужно исполнить, если слово какое-то пред Богом взял человек. Здесь проверяется его верность, взрослость в духовном и в жизненном плане, связь человека с его словом, произнесенным вслух Богу и другому человеку. Примеров таких историй, действительно, несколько: Иаков, Иеффай. Анна, жена Иоакима, принесла обет Богу в своем страдании бездетном. Она принесла обет, что посвятит ребенка своего Богу, если Господь ей даст сына. Дан ей был ребенок, и она этот обет исполнила, тут пример настоящего исполнения обета. Что характерно, в Новом Завете нет никакой истории, связанной с  обетом. 

В Ветхом Завете назорейство было связано с посвящением души Господу. Человек, который посвящал себя Богу, себя выкупал. Он должен был заплатить определенную сумму за то, что себя посвящает Господу – выкуп, выраженный в материальной форме. Там очень четко все прописано: кто сколько стоит. Естественно, женщина дешевле стоит, чем мужчина. «Если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному;  если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей» (Лев 27:2–4).  Слава Богу, что и женщина имела право тоже приносить, посвящать свою жизнь Богу. Это и сейчас ни кому  не запрещается…

Развитие обетов. Обет назорейства  был связан, как вы помните, с неупотреблением вина и сикера, и бритва не должна касаться головы человека, т.е. как бы человек не стрижет свои волосы. Назорей не употреблял напитков будоражащих и не стриг волосы, и делал это на какой-то определенный срок. Здесь хочется привести в пример одну историю, где нет слова обет напрямую, но показано, что происходит, если человек нарушает обет назорейства. История Самсона и Далилы: Самсон был посвящен Богу от своего рождения своими родителями, которым был явлен ангел, и было предупреждение, что они должны посвятить этого ребенка Богу. Сказано было матери Самсона, чтобы он не употреблял вина и не стриг волосы. Так они его и воспитали, и он, действительно, был назореем Божиим от чрева матери. С одной стороны, побеждал врагов, с другой – время от времени грешил. И вот  Самсон влюбился в блудницу Далилу. К чему привело нарушение обета? Он лишился волос через хитрость женщины, которой поведал тайну. Самсону выкололи глаза и он погиб. С тех пор запрет доверять  любовницам свои тайны в истории прописан кровью.

Новый завет полностью меняет позицию обещания Богу и вносит огромный смысл в добрые деяния, связанные с обещаниями: «Милости хочу, а не жертвы». 

Иисус Христос сказал: Евн. Мф гл.5 34. «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Более того тут же добавлено, чтоб ответственность была в словах: «гл 5.37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

Еще одна истина. Без Бога и добрым быть, и добро творить невозможно. Так отойдем от вещественных обещаний и жертв Ветхого Завета и рассмотрим подробно слова спасителя  «Ни чего не можете творить без меня» (Ин.15:5), со стороны исключительно духовной.

Милость совершается от любви к ближнему, от сострадания и  понимания немощи человеческой. Поэтому призыв «Возлюби ближнего, как самого себя» выше понимания. Весь Новый Завет построен на любви к ближнему и исполнении заповедей. Нас окружает множество людей, которым мы можем помочь, и всегда  Бог через наших ближних поможет нам. « Если же кто о своих и особенно о домашних не печется,  тот отрекся от веры и хуже неверного» 1Тим (5.8)

Современная новозаветная практика скромнее, без клятв и обетов  ближе к соглашению. В своих воспоминаниях Паисий Святогорец  рассказывает, как однажды к нему пришёл отец девочки, болевшей раком, он попросил старца помолиться об исцелении дочери. Старец ответил:

     - Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести Богу какую-нибудь жертву, потому что жертва любви сильно "располагает" Бога к помощи... Брось курить по любви к своей дочери, и тогда Бог вылечит ее. По молитве старца девочка выздоровела. Однако, спустя некоторое время, отец девочки, забыв про свой обет, снова начал курить – внезапно вернулась и болезнь. Когда мужчина вновь приехал на Святую гору и обратился к старцу за помощью, старец сказал:  

    - Если ты, будучи отцом, не имеешь достаточно благочестия, чтобы пожертвовать своей страстью и спасти жизнь своего ребёнка, то я ничем не могу помочь тебе.

От современного Архиерея: Сегодня больше всего соглашений и действенных подвигов матерей по детям. У всех народов в сказках и преданиях описаны случаи,  когда по молитвам матери может пройти у ребенка боль и страдание. Миллионы  больных детей обратили внимание родителей к Богу, а тысячи таких  больных детей стали затем на монашеский путь.

 

 

(c) Современные православные сказки, 2010
Разрешается использовать тексты сказок без ограничений при условии указания авторских прав и полноты текста

Баннер
Баннер
Баннер